Восприятие обывателем торговых марок играет решающую роль для производителей

По делу № 910/18587/16 ООО ТВК «Первая Приватная пивоварня» Для людей – как для себя!» (Компания) обратилось с иском о признании недействительным свидетельства Украины № 189828 на знак для товаров и услуг, владельцем которого является ПАО “Карлсберг Украина” (Общество); обязать Министерство экономического развития и торговли Украины внести сведения о признании указанного свидетельства недействительным в Государственный реестр свидетельств Украины на знаки для товаров и услуг и опубликовать сведения об этом в официальном издании.

Местный хозяйственный суд решением, оставленным без изменений постановлением апелляционного хозяйственного суда, в удовлетворении иска отказал.

Коллегия судей КХС ВС согласилась с выводами судов предыдущих инстанций, учитывая следующее.

Суды предыдущих инстанций установили, что Компания является владельцем знака для товаров и услуг «РОЖДЕСТВЕНСКИЙ», который охраняется свидетельством Украины на знак для товаров и услуг № 106778 для товаров 32 класса Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (знак 1). Свидетельство зарегистрировано в Государственном реестре свидетельств Украины на знаки для товаров и услуг 12 мая 2009 года.

Общество является собственником комбинированного знака для товаров и услуг «РОЖДЕСТВЕНСКИЙ», охраняемый свидетельством Украины на знак для товаров и услуг № 189828 для товаров 32 класса МКТУ: пиво (знак 2). Свидетельство зарегистрировано в Государственном реестре свидетельств Украины на знаки для товаров и услуг 26 августа 2014. Знак 2 активно используется Обществом на рынке пива в Украине.

В соответствии с пунктом 4.3.2.6 Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу свидетельства Украины на знак для товаров и услуг, утвержденных приказом Государственного патентного ведомства Украины от 28 июля 1995 года № 116, словесные обозначения, заявленные как знаки, сравниваются со словесными и комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы. При установлении сходства словесных обозначений учитывается звуковые (фонетические), графические (визуальные) и смысловые (семантические) сходства.

Суды оценили выводы судебных экспертиз в соответствии со ст. 104 ХПК Украины с точки зрения рядового потребителя. Восприятие марок рядовым потребителем играет решающую роль в их сравнении и оценке.

Содержание обжалуемых судебных решений свидетельствует, что факт сходства словесных элементов Знака 1 и Знака 2 не указывает на сходство противопоставленных знаков. Наличие у Знака 2 оригинальных графических элементов влияет на общее впечатление, которое передается этим знаком.

Сходство до степени смешанности базируется на общем впечатлении, создающие знаки для товаров и услуг. Графического элемента достаточно, чтобы исключить сходство.

Степень фонетической схожести противопоставленных по делу знаков для товаров и услуг в этом случае является менее важным фактором, поскольку при покупке товара потребитель обычно визуально воспринимает знак, обозначающий товары. Потребитель воспринимает упаковку и не анализирует отдельно слова.

Учитывая указанное постановлением КХС ВС кассационную жалобу Компании оставлено без удовлетворения, а обжалуемые судебные решения по делу – без изменений как отвечающие требованиям норм материального и процессуального права.

https://supreme.court.gov.ua/supreme/pres-centr/news/760852/

Share this Post